Объем нового бизнеса в 2012 году на рынке лизинга увеличился только 1,5 %, что составляет 1,32 трлн руб. Такую незначительную динамику обуславливает рост процентных ставок по кредитам и снижение активности в сегменте железнодорожной техники. При сокращении сделок с подвижными составами существенно повысилась диверсификация рынка по клиентам и сегментам. В 2013 году лизингодатели ожидают резкий рост только в сегменте дорожно-строительной (строительной) техники и автотранспорта. Как прогнозирует «Эксперт РА», в 2013 году по оптимистичному сценарию рынок увеличится на 8 % и будет стагнировать при дальнейшем сокращении железнодорожного сегмента.

В 2012 году объем нового бизнеса почти не изменился (+1,5 %), а, если не учитывать ВЭБ-лизинг, рынок даже уменьшился на 5 %. В течение этого времени сумма новых сделок составила 1,32 трлн руб. В 2011 году рынок увеличился практически на 80 %. Резкое снижение активности в сегменте железнодорожной техники (-14 %), много лет выполнявшем роль драйвера, вызвало «остановку» рынка. К причинам подобного явления можно отнести планируемое перепроизводство вагонов, коррекцию цен на подвижные составы, снижение ставок аренды и уменьшение объема железнодорожных перевозок. Кроме этого, отрицательно на динамику лизингового рынка повлияло и повышение ставок по кредитам в сумме с сохраняющимися ожиданиями возможных негативных тенденций в экономике.

Вследствие снижения сделок с железнодорожным транспортом повысилась диверсификация рынка по клиентам и по сегментам. На небольшое повышение диверсификации (примерно 2 п. п.) несколько повлияло участие в текущем исследовании одного из крупнейших игроков рынка – Росагролизинга. Чтобы поддерживать доходность бизнеса, лизингодатели обратились к другим сегментам: авиатехнике (+18,5 %), грузовым (+19 %) и легковым (+38 %) транспортным средствам. Индекс «розничности», рассчитанный «Экспертом РА», возрос на 5 п. п. в 2012 году и составляет 28 %. Благодаря сокращению операций крупных клиентов в сегменте железнодорожной техники малый и средний бизнес смог укрепить свои позиции: за 4 года его доля в сделках впервые значительно возросла (с 28 % до 35 % в 2012 году). Наметилось и снижение количества участников рынка: доля фирм с госучастием уменьшилась до 47 % (на 5 п. п.), а доля топ-10 по объемам нового бизнеса – до 63 % в сравнении с 66,5 % годом ранее.

Лизинговые компании сами могут способствовать дальнейшей диверсификации портфелей, если укажут ее в своих стратегических документах и будут четко следовать им. По результатам опроса, подготовленного «Экспертом РА», выяснилось, что 93 % респондентов имеют разработанные стратегические документы. Только 64 % опрошенных компаний составляют долгосрочные планы (больше 1 года). В 71 % компаний имеется должность топ-менеджера, отвечающего за реализацию стратегических планов.

Драйверы в дефиците: в 2013 году лизингодатели надеются на быстрое повышение только сегментов строительной техники и автотранспорта. Грузовой и легковой автотранспорт традиционно ценится лизинговыми компаниями за высокую ликвидность. Реализация крупнейших строительных объектов (например, для Олимпиады, Чемпионата мира по футболу 2018) должна оказать поддержку сегменту дорожно-строительной и строительной техники. «Вытянуть» рынок могли бы крупные капиталоемкие сегменты, к которым относится недвижимость, суда и авиатехника. Однако больше половины респондентов предполагают, что в 2013 году они не станут драйверами рынка.

Как прогнозирует «Эксперт РА», в текущем году по оптимистичным оценкам рынок увеличится на 8 %, а в случае реализации пессимистичного сценария – останется на прежнем уровне. В основном на реализацию обоих сценариев может повлиять динамика рынка железнодорожной техники, которая зависит от принятия запрета на использование парка вагонов с некачественными комплектующими и устаревших вагонов. По оптимистичному (базовому) сценарию железнодорожный сегмент будет возрастать незначительно, а крупнейшие сегменты рынка возрастут существенно (сумма новых сделок увеличится до 1,42 трлн руб.). В данном случае прирост новых сделок на уровне 8 % можно будет сопоставить с инфляцией. По пессимистичному сценарию сделки с подвижным составом будут в дальнейшем сокращаться (в пределах 15 %), а другие сегменты рынка возрастут несущественно. Однако даже в таком случае рынок максимум ожидает стагнация: темпы его прироста составят примерно 0 %, а сумма новых сделок останется на прежнем уровне в 1,32 трлн руб.

Участие в профессиональных союзах и ассоциациях

 

Свидетельство Рослизинг

partner1